История Шито-рю
В 1629 году на далёком острове возникло тайное общество для борьбы с захватчиками. Одним из направлений его деятельности была подготовка к восстанию против завоевателей, важным элементом которой было изучение искусства рукопашного боя. Во главе союзов обороны этого общества в деревнях и селах стояли мастера ОКИНАВА-ТЭ. Тренировки заговорщиков проводились в глубочайшей тайне в многочисленных пещерах острова или в горах на лоне дикой природы.
Лишенные возможности на равных, то есть с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим грозным оружием ноги и руки. Важной частью тренировок была отработка технических ударов на специальных устройствах "макивара", но основной формой тренировок было многократное повторение специальных упражнений "ката", позволявших освоить технику рукопашного боя без помощи партнера. КАТА повторяли снова и снова десятки, сотни, тысячи раз. 

Результатом такой работы было достижение невероятного технического уровня и ошеломляющей эффективности ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами. Тогда-то и появился на свет лозунг: "Одним ударом наповал" ("Иккэн хиссацу"). Благодаря упорной тренировке по стволам деревьев окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов. Особенно трудно было бороться с самураем, вооруженным мечом или копьем. Японский меч "катана", острый, как бритва, легкий и быстрый в искусных руках невозможно было схватить или оттолкнуть в сторону. От удара мечом сверху вниз или горизонтально невозможно было уклониться. Такой удар блокировался двойным "сютоути": лезвие меча зажималось между ребрами ладоней. При ударе, наносимом параллельно полу, боец отбивал лезвие меча ладонями вниз и, перепрыгнув через него, наносил ответный удар. Отработка этих двух приемов для того, чтобы они были эффективны в бою, требовала не менее пятисот тысяч повторений. 

Благодаря тайным тренировкам, к 1629 году сформировалось искусство борьбы без оружия, появился термин ТЭ, обозначающий боевое искусство Окинавы, которое еще называли ТОДЭ ("континентальная рука"). Наряду с этим появилось боевое искусство КОБУДО-ДЗЮЦУ, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: веревка, цепь, весла, палка ("бо"), серп ("кама"), мельничные жернова ("тонфа"), трезубец ("сай") и др.

Характерной особенностью окинавского ТЭ был комплекс САНТИН-КАТА, который помогал отрабатывать правильную стойку (а хорошая стойка была главной основой последующего обучения!), технику дыхания, искусство перемещения, эффективные движения рук и ног. Практиковались в ТЭ и другие комплексы, в которых выполнялись прямолинейные движения, вес тела при этом распределялся равномерно между двумя ступнями. Применяли, в основном, сжатый кулак, которым наносился удар по прямой линии. Круговые движения часто сочетались с рывками и толчками. В технике ударов ногами преобладали прямые удары, которые выполнялись из любой стойки. Особенно эффективны были удары пятками.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, БОЕВОЕ ИСКУССТВО ТЭ ВОЗНИКЛО ТОГДА, КОГДА ЭТОГО ПОТРЕБОВАЛ СОЦИАЛЬНЫЙ КЛИМАТ ЭПОХИ, ТО ЕСТЬ УЖЕ ПОСЛЕ ЗАХВАТА ОКИНАВЫ ЯПОНЦАМИ В XVII ВЕКЕ. Из истории известно, что в середине XVIII века Сакугава из Аката, проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским Цюань-шу, а также Бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Сакугава-но Каратэ. Это был первый случай употребления в названии школы слова КАРАТЭ. А его ученик и последователь Мацумура Сокон в начале 30-х годов XIX века после нескольких лет пребывания в Китае по поручению правительства создал школу СЁРИНДЗИ-РЮ ГОКОКУ-ЙН КАРАТЭ ("Каратэ стиля Шаолинь для защиты отечества"). В дальнейшем эта же школа стала называться СЁРИН-РЮ и явилась основным стволом древа окинавских стилей и школ, появившихся позднее.

В 1848 году Мацумура Сокон был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое силовое каратэ в классической старошаолиньской манере. Основным требованиями Мацумуры были быстрота, резкость, сила и техничность. В 1887-1889 годах на Окинаве было официально изменено название боевого искусства ТЭ, которое стало называться КАРАТЭ. Это название сохранилось до тридцатых годов XX века, когда окинавские мастера привезли боевое искусство в Японию. Реформы Мэйдзи 1868 года привели к ликвидации самурайского сословия как социальной группы, а остров Окинава стал провинцией страны восходящего солнца. Так закончился длительный период подпольного развития боевого искусства на Окинаве.  

С 1885 года остров Окинава стала полноправной и неотъемлемой частью японской империи. Была создана единая система образования, регулярно проводились призывы в имперскую армию. Призывные комиссии заметили, что призывники с Окинавы были, как правило, сильней и выносливее своих японских сверстников, поэтому уже в 1901-1903 годах каратэ как национальный вид физической подготовки был включен в образовательную программу японских учебных заведений. 

Первым наставником, преподающим каратэ в государственном учреждении, стал выдающийся мастер и реформатор староокинавского стиля СЮРИ-ТЭ, ученик Сокон Мацумуры - Ясуцунэ Итосу. Который, в свою очередь, был учителем всех основателей ведущих школ современного Каратэ-до: Мабуни Кэнва (Шито-рю), Мияги Тёдзюн (Годзю-рю), Фунакоси Гитин (Сетокан-рю) и других. Итосу подверг значительной переработке целый ряд формальных упражнений (ката), сместив акцент с боевого аспекта на гимнастический и оздоровительный. Он впервые открыл для широкой публики боевую технику ТЭ. 

Самым знаменательным событием в развитии японского Каратэ-до стало показательное выступление перед будущим императором Японии Хирохито, которое состоялось 6 марта 1921 года. Кронпринц был восхищен демонстрацией ката, кумитэ и тамэси-вари. В 1924 году был открыт первый клуб в Мэйсэй-дзюку при общежитии университета Кэйё, где проживали студенты с Окинавы. С 1924 года новый для Японии вид Бу-дзюцу, получивший название КАРА-ТЭ-ДЗЮЦУ ("метод китайской руки") был включен в учебные программы некоторых школ и университетов. Начиная с середины 20-х годов, многие окинавские мастера стали регистрировать свои стили, присваивая им те или иные имена. 

Окинавский мастер Мабуни Кэнва в 1926 году основал в Осака стиль ШИТО-РЮ и в 1930 году официально зарегистрировал его. Высокие стойки, пластичные переходы и отводящие блоки совмещаются с мощной фронтальной атакой. К началу II Мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля Каратэ-до: ШИТО-РЮ, ГОДЗЮ-РЮ, ШИТОКАН И ВАДО-РЮ. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Ученики К.Мабуни создали Шито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итосу-кай, Кэнкю-кай, Сэйсин-кай и др. 

В годы II Мировой войны и последовавшие несколько лет американской оккупации Японии в стране существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций Каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 года представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это предложение могло быть принято только при одном условии - если ассоциации смогут найти общий язык между собой и объединиться. Так в 1964 году возникла Всеяпонская Федерация Каратэ-до - ДЗЭН НИХОН Каратэ-до РЭММЭЙ, объединившая большинство стилей и школ. В составе Федерации различные стилевые группы остались существовать автономно, каждая ассоциация продолжала проводить ежегодные стилевые всеяпонские чемпионаты. С 50-х годов, когда сведения о Каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов. Появились миллионы желающих практически во всех странах мира. В большинстве стран созданы национальные федерации. В 1968 году создается Всеевропейская Федерация Каратэ-до, а в 1969 году был создан Международный союз организаций Каратэ-до (WUKO), а также проведен Чемпионат мира по Каратэ-до.



  Как зеркальная поверхность отражает все, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. 
© 2010-2012, Федерация Шиторю карате-до Украины
Создание сайта РИА «Перекресток»