Терминология

1. РАНГИ

•  Бутокукай - японская правительственная организация, объединяющая все боевые искусства.
•  Сихан - хранитель традиций школы, направления; Квалификация профессионального инструктора в японских боевых искусствах, высшего ранга не ниже Рокудан (6 Дан).
•  Сэнсэй - учитель, наставник, инструктор, мастер.
•  Сэмпай - старший ученик.
•  Дохай – ровесник по степени и стажу занятий.
•  Кохай - младший ученик.
•  Дэси - приближенный ученик.
•  Учидэси - внутренний ученик, живущий в додзё или в доме у учителя, следящий за порядком в додзё, и прислуживающий учителю (постоянный ученик).
•  Айкидока - человек занимающийся Айкидо.
•  Кю – квалификация ученика.
•  Дан – квалификация мастера, ранг чёрного пояса, степень мастерства обладателя чёрного пояса (сёдан(1), нидан(2), сандан(3), йондан(4), годан(5), рокудан(6), ситидан(7), хатидан(8))
•  Юданся - обладатель чёрного пояса.
•  Мюданся - ученики, не обладающие мастерской степенью.
примечание:

2.  ИНВЕНТАРЬ

•  Додзё – тренировочный зал, где практикуются боевые искусства. Применимо как к буддийским храмам, как зал для духовных упражнений, медитации и концентрации, так и любому тренировочному залу, где проповедуется Путь.
•  Нафудакакэ - табличка с названием Додзё.
•  Камидза (сёмен, дзёдза) - почетное (верхнее) место для сидения напротив входа, маленькая святыня, алтарь.
•  Симоса - нижнее место для сидения, со стороны входа, напротив камидзы.
•  Симосеки - почетное место для гостей, напротив дзёсики, слева от камидзы.
•  Дзёсики - место для ассистентов, напротив симосеки, справа от камидзы.
•  Татами - покрытие из японской циновки на которых практикуются боевые искусства.
•  Дзори - сандалии, для прохода до татами.
•  Кэйко - тренировка в боевых искусствах.
•  Кейкоги (доги, ги) – униформа (“кимоно”) для занятий Будо.
•  Кэйко-оби - пояс используемый в Будо.
•  Кеса - пояс, носимый по диагонали поперек груди буддистскими священниками
•  Кэйкобакама - тренировочная хакама.
•  Хакама - широкая юбка - брюки, означает принадлежность к юданся. Мужчины носят хакама с Сёдана (1 Дан), женщины с санкю (3 Кю). Хакама имеет 7 складок (5 передних и 2 задних). Каждая складка имеет свой смысл:
•  Yuki - храбрость;
•  Jin - человечность;
•  Gi - справедливость;
•  Rei - искренность;
•  Makoto -лояльность;
•  Chugi -преданность;
•  Meiyo - достоинство;
Косиита - задняя часть хакамы.
•  Танто - нож.
•  Айкучи - танто для ношения женщинами без цубы.
•  Бо - деревянная палка около 6 футов длиной (2м.).
•  Дзё - деревянная палка 5 футов длиной(1,28 м.).
•  Боккен (бокуто) - деревянный меч.
•  Синаи - бамбуковый тренировочный меч.
•  Субурита - большой утяжелённый деревянный меч.
•  Кото - старый меч, сделанный до 1573 года.
•  Синсинто - новый меч, сделанный в 1760-1900 годах.
•  Гендайто - современный меч (сделанный, приблизительно в 20 столетии).
•  Катана - самурайский меч.
•  Йайто - тупая катана.
•  Кен (тачи, дайто) - тип японского длинного меча.
•  Вакидзаси (сёто) - тип японского короткого меча.
•  Ха (киссаки) - остриё меча.
•  Нукитсуке - рисунок меча.
•  Цуба - гарда меча, боккена.
•  Цука - ручка меча, боккена.
•  Сая - ножны.
•  Макивара - инструмент для отработки ударов.
•  Коте - нарукавник, выполняется приблизительно от основания большого пальца до середине предплечья; перчатки
используемые в Йайдо и кендо. 

3. ПРИВЕТСТВИЯ: 

•  Рэй - приветствие, поклон.
•  Рэйги (рэйсики) - этикет.
•  Охайёгодзаймас – доброе утро.
•  Каничива – добрый день, здравствуйте.
•  Конбанва - добрый вечер.
•  Саёнара - до свидания.
•  Сёмен ни рэй - общее приветствие.
•  Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
•  Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
•  Онэгаищимас - я Вас приглашаю; я в ваших руках; давайте позанимаемся вместе;
•  Аригатогодзаймащта - спасибо.
•  Домо - спасибо. Домоаригатогодзаймащта - большое спасибо.
•  Сумимасен (гомен насай) - извините, прошу прощения. 

4.  КОМАНДЫ: 


•  Сейдзарэй (дзарэй) - поклон в положении сейдза.
•  Рицурэй - поклон стоя.
•  Мэкусо - медитация.
•  Хай - да.
•  Дозо - пожалуйста.
•  Хай дозо - пожалуйста приступайте.
•  Кирицу - встать.
•  Сейрицу (сейджу-хо) - садиться (строиться) в положении сейдза.
•  Ёй - поворот кругом.
•  Гиёцки - внимание, смирно.
•  Котай - поменять партнёра, активность.
•  Яцуми - отдыхать, поправить кейкоги.
•  Сёмен ни рэй - общее приветствие.
•  Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих.
•  Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем.
•  Хажиме - начинайте.
•  Хажиме масё - давайте начнём.
•  Оваримасё – давайте закончим.
•  Ямэ - прекратить, расслабиться.
•  Кадзу - счет.
•  Ити - один.
•  Ни - два.
•  Сан - три.
•  Си - четыре.
•  Го - пять.
•  Року - шесть.
•  Сити - семь.
•  Хати - восемь.
•  Кю - девять.
•  Дзю - десять. 

5. ЧАСТИ ТЕЛА:

•  Тай - тело.
•  Сё - голова.
•  Мэн - передне - верхняя часть головы.
•  Сёмэн - 1- лицо, перед; 2- лицевая сторона додзё.
•  Усиро - сзади.
•  Ёко - боковой.
•  Учи - изнутри, внутрь.
•  Сото - снаружи.
•  Удэ - предплечье.
•  Кататэ (тэ, котэ) - запястье, нижняя треть предплечья.
•  Тэгатана – рука - меч.
•  Мунэ - грудь, лацкан пиджака.
•  Куби - шея.
•  Коси - бедро.
•  Аси - нога, стопа.
•  Миги - правый.
•  Хидари - левый.
•  Эри - воротник.
•  Тандэн (кикай-тандэн, хара, сейка-но-тьен) - центр, биологический центр тяжести также центр разума и духа, низ живота, точка на 2 см. ниже пупка, точка концентрации энергии КИ, вместилище КИ.
•  Кюсё - точки аккупунктуры, болевые точки.
•  Чусин - центр.
•  Кокоро - "сердце" или "мысль".
•  Кокю - дыхание. 

6. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ: 

•  Аси - шаг, стопа.
•  Сабаки - передвижение, перемещение.
•  Тай - сабаки - круговое перемещение тела. 1 вариант - тенкан. 2 вариант – ирими - тенкан. Движение тела должно быть свободно - текущим, естественным и осторожным.
•  Аси - сабаки - прямолинейное перемещение тела.
•  Тай-но-тенкан - вращение тела.
•  Тэнкан - круговой разворот корпуса на 180*, через спину, без смены стойки.
•  Тэнкан-аси (хантэн, тэнкай) - полукруговой поворот корпуса на месте, на 180*, через спину, со сменой стойки (левосторонняя стойка - поворот назад - правосторонняя стойка).
•  Хирики-аси – то же что и тэнкан-аси, но в более широкой стойке с поворотом на носках.
•  Ирими - входящее движение вперед, навстречу.
•  Санкаку-но-ирими - вхождение в треугольник.
•  Иокуин-но-ирими - вхождение в квадрат.
•  Текуин-но-ирими - прямой вход за спину уке.
•  Ён-но-ирими - вхождение в круг.
•  Эн-но-ирими - вращающийся вход, когда Вы подступаете к партнёру во вращении.
•  Тёкусен - прямой.
•  Тёкусен но прими - прямой вход.
•  Ирими - тенкан - круговое движение корпуса, с разворотом на 180*, с предварительным шагом вперед, происходит смена стойки (мае-аси+аюми-аси+тенкан).
•  Омотэ - движение вперед способом ирими.
•  Ура - движение вперед способом тенкан.
•  Мае-аси - шаг вперед с впереди стоящей ноги, с подтяжкой сзади стоящей ноги, без смены стойки.
•  Окури-аси - шаг вперед предварительно подтянув сзади стоящую ногу, а затем сделав выпад впереди стоящей ногой, без смены стойки.
•  Мае-аюми-аси - шаг вперёд со сменой стойки.
•  Усиро-аюми-аси - шаг назад со сменой стойки.
•  Хики-аси - шаг назад с сзади стоящей ноги без смены стойки.
•  Цуги-аси (сури-аси, аси-сибуми) - передвижение скользящим шагом.
•  Кайтэн - аси (тэнкай-аси) - перемещение в сторону, под руку, для техники кайтэн-наге (мае-аси+аюми-аси+тэнкан-аси).
•  Тенчин - шаг назад под углом 45*.
•  Чидори - аси - перемещение по зигзагу.
•  Сикаку - оптимальный угол движения.
•  Сикко - передвижение на коленях, из положения сейдза (кидза).
•  Маруй - круговое циркулярное движение.
•  Камуроги - спиральное движение по часовой стрелке.
•  Камуроми - спиральное движение против часовой стрелки.
•  Фури - кабури - перемещение с поднятием меча.
•  Хантай (косин) - перемещающийся в обратном направлении, противоположный.
•  Тайафари - вход и блокирование.
•  Сасин-ютай - “выступай с левой, отступай с правой”- традиционное перемещение в Айкидзюцу и Айкидо.
•  Синтай - прямолинейное движение.
•  Сото-мавари - выкручивание, движение в сторону от Вашего партнёра.
•  Учи-мавари - вкручивание с шагом под руку партнёра. 

7. ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА АТАКУ: 

•  Сэн - реакция на атаку партнера, опережение.
•  Сэн но сэн - реагирование в момент начала атаки.
•  Тай но сэн - реагирование в момент проведения атаки.
•  Го но сэн - реагирование после атаки.
•  Мачи но сэн - реагирование после захвата. 

8. ДИСТАНЦИЯ: 

•  Маай - понятие дистанции в боевых искусствах, интервал.
•  Маайкан - контроль дистанции в процессе выполнения приёма.
•  Чика Ма - малая дистанция, дающая возможность захвата или атэми без продвижения вперед, для Го но Сэн и Сэн но Сэн.
•  Ма - средняя дистанция, для нападения и защиты примерно в один большой шаг, для Тай но Сэн.
•  То Ма - большая дистанция, в несколько шагов, используется при работе с оружием.

9. КИАЙ

На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым. 

В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина. 

Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу. Согласно высказываниям ведущих специалистов боевых искусств, под влиянием киай, внешние факторы будзютсу (методы и оружие) были подчинены факторам внутреннего характера (самообладанию и энергии) и поэтому стали действительно высокоэффективными и уместными в реальном бою.

 

СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА)

Сикодати – широкая стойка;

Дзэнкуцудати – передняя стойка;

Мотодати – основная стойка;

Хэйсокудати – естественная стойка;

Мусубидати – ритуальная стойка;

Сотохатидзидати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу;

Утихатидзидати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;

Хэйкодamu – параллельная стойка (стопы параллельны друг другу);

Утихатидзидати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;

Нэкоасидати – кошачья стойка;

Тэйдзидати – естественная стойка (Т-образная);

Рэнодзидати – естественная стойка (Г-образная);

Кокуцудати – оборонительная (задняя стойка);

Фудодати – «прочная, непоколебимая» стойка;

Косадати – скрестная стойка;

Сантиндати – стойка «триединство» («песочные часы»);

Сагиасидати (цуруаси-дати) – стойка журавля (цапли) на одной ноге;

Камаэ – это реальные боевые позиции. Понятие включает в себя отношение подготовки к бою: ментальное муко-но-камаэ и физическое юко-но-камаэ. Камаэ ката включает в себя положение рук, ног и защиты. Все камаэ выполняются как со сжатыми кулаками, так и сжатыми кистями и комбинировано; положение рук в разных сочетаниях занимают оборонительное положение на разных уровнях (дзёдан, тюдан и гэдан);

Сэнтай – противостояние противников друг относительно друга фронтально;

Кайтай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в противоположных стойках;

Дотай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в одноименных стойках.



ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА)

Сэйкэнтёкуцуки – прямой удар перед собой попеременно обеими руками;

Оицуки – прямой удар с шагом одноименной ногой;

Гьякудзуки – противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой.

Положение бёдер:

Дзэн (сёмэн) – фронтальное;

Ханми – основное (45 градусов по отношению положение Дзэн);

Гякуханми – скрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми);

Миханми – боковое.

Уракэнymu (йоко, маэ) – «обратный удар», удар тыльной стороной кулака (вбок, вперёд).

Хикитэ – от японского слова «хики (каэсу)» – возвратиться обратно. Возврат руки после удара в исходное положение.

Урацуки  перевёрнутый удар, в начальном и конечном положении кулак обращен тыльной стороной вниз; тюдан  на среднем, дзёдан – на верхнем уровне;

Татэцуки – вертикальный удар, в начальной и конечном положении кулак обращен тыльной стороной в сторону;

Тэтцуй (или кэнцуй)- ути – удар «молот», основание сжатого кулака;

Эмпи (хидзи)-ути – удар локтем;

маэ  прямой вперед;

агэ  по восходящей дуге снизу вверх;

маваси  по круговой траектории, сбоку вперёд;

йоко  прямой в сторону;

отоси  нисходящий прямой сверху вниз;

усиро  прямой, назад;

Хидзиатэгохон  пять ударов локтем последовательно друг за другом одной, потом другой рукой: маваси, усиро, агэ, отоси, йоко;

Сюто  «рука-сабля»;

Сютоути  удар ребром ладони;

Сютоутигохон  пять ударов ребром ладони попеременно одной, затем другой рукой: снаружи внутрь на уровне тюдан, затем изнутри наружу также на уровне тюдан, после этого снаружи внутрь на уровне дзёдан и изнутри наружу также на уровне дзёдан и завершающий сверху вниз (отоси).

Нукитэ – «рука-копьё» (пронзающая рука);

ёнхоннукитэ  четырех пальцевая «рука-копьё» (большой палец прижат к основанию указательного пальца);

нихоннукитэ  двух пальцевая «рука-копьё» (вытянуты только указательный и средний палец);

иппоннукитэ  одно-пальцевая «рука-копьё» (вытянут только указательный палец);

нукитэцуки  прямой, протыкающий удар «рукой-копьём»;

Рётэцуки – удар двумя руками;

Кагицуки – удар-«крюк». Выполняется согнутой рукой на близкой дистанции на уровне тюдан;

Тэйсёрётэцуки – удар основанием ладоней двух рук. Проводится на уровне дзёдан и тюдан, руки располагаются на одной вертикальной линии;

Варётэтэтсуиути (или хасами-ити) – удар по криволинейной траектории двумя руками «железным молотом» – основанием сжатого кулака (или удар «ножницы»);

Хирахасамицуки – прямой удар кистью “ножницами”: кисть имеет форму арки – три пальца сжаты, а большой и указательный пальцы разведены в разные стороны. Удар наносится в шею противника. Разновидность юби-хасами-цуки – указательный и большой пальцы разведены, а остальные три сильно согнуты, ударная поверхность в этом случае захватывает и среднюю фалангу среднего пальца кисти;

Хайтоути – удар по криволинейной траектории “рукой-саблей”, ребром ладони со стороны указательного пальца.

 

ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА)

Маэгэри – фронтальный удар ногой прямо перед собой: дзёсокутэй (или коси) – основанием пальцев стопы;

Кеагэ – восходящий круговой удар ногой снизу-вверх; Кэкоми – прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.

Маэгэри цумасаки – фронтальный удар ногой прямо перед собой сжатыми пальцами стопы;

Маэгэри какато (или гэ-сокутэй) – фронтальный удар ногой прямо перед собой пяткой стопы;

Йокогэри – кэкоми – боковой проникающий удар ногой;

Сокуто – внешнее ребро стопы ближе к пятке. При ударе пальцы стопы направлены вниз, большой палец оттянут на себя.

Хикиаси – возврат ноги после удара в исходное положение.

Мавасигэри  круговой удар в горизонтальной плоскости, перед собой; дзёсокутэй (коси)- основание пальцев стопы; куби  подъём стопы;

Усирогэрикэкоми  проникающий (толчковый) удар пяткой или ребром стопы назад;

Косинокайтэн  вращение бёдер;

Дзэн – кайтэн  прямое вращение: из положения ханми (полу фронтального) в дзэн (сёмэн) – фронтальное.

Гякукайтэн  обратное вращение: из фронтального положения (дзэн) в полу фронтальное (ханми). Основу разрушительного удара составляет мощное, амплитудное вращение бёдер;

Нагэвадза – техника бросков. Основная схема броска: защита, контратака, бросок, добивающий удар. Например – первый бункай-кумитэ из ката пинъан ёндан: защита от удара дзёдан ои-цуки котэ-укэ, контратака другой рукой сюто-ути в шею, шаг задней ногой к противнику и бросок с захватом одной рукой предплечья атакующей руки, другой шеи противника, добивание ударом гяку-цуки;

Маэ и маваси хидзагэри – удар коленом (фронтальный и круговой);

Йокофуми (кэри)- коми – боковой удар наружным ребром стопы (сокуто) сверху вниз;

Каривадза – «подрезающая техника». В ней используются удары подбивы по нижней части голеней противника с целью выведения его из физического равновесии;

Асибарай (сото, ути) – «сметающие» удары подошвой стопы (подсечка снаружи внутрь и изнутри наружу). Разновидность кари-еадза;

Урамавасигэри – обратный круговой удар ногой.


ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА)

Гэданбарай – «сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;

Йокоукэ (или ути-удэ-укэ) – блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу;

Сотоутиукэ – блок внешней стороной предплечья ура-котэ снаружи внутрь;

Агэукэ  «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх;

Сютоукэ – «защита ребром ладони», траектория изнутри наружу;

Сютобарай  «сметающий» блок ребром ладони («рукой-ножом»);

Отосиутиукэ – блок-удар по криволинейной траектории;

Йоко-барай – боковой «сметающий» блок предплечьем;

Нагасиукэ – «пустить по течению», отводящий блок;

Моротэ (сасаэ)- укэ – блок двумя руками (с подпоркой одной руки другой), внутренней стороной предплечья.

Ниноудэукэ  блок снаружи внутрь наружной стороной согнутой в локте руки (пять см. ниже и выше локтя).

Дзюдзи (коса)- укэ  блок скрещенными руками (с открытыми ладонями или со сжатыми кулаками) на уровне дзёдан и гэдан;

Котэукэ – блок тыльной стороной открытой кисти (не согнутой в лучезапястном суставе) по дуге снизу-вверх и изнутри наружу.

Рётэукэ – одна рука выполняет дзёдан йоко-укэ, а другая рука гэдан-барай;

Дзёданйокобарайукэ  верхний боковой «сметающий» блок предплечьем прямой руки изнутри наружу.

Моротэйокоукэ – блок ёко-укэ двумя руками;

Мавасиукэ – круговой блок. При выполнении локоть должен быть близко к телу, открытая кисть тыльной стороной наружу и предплечье описывают круг изнутри наружу;

Сукуйукэ – «сукуй» – черпать, подхватывающий блок кистью или предплечьем;

Сётэй (“или тэйсё) – осаэукэ – давящий блок ладонью (основанием ладони);

Сукуйтомэукэ – останавливающий блок-«черпак», выполняется рукой;

Рётэагэукэ – «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх двумя руками одновременно.

Какэтэукэ (Итосу-ха) – блок крюк (по автору Итосу); выполняется внешней стороной кисти (ребром), согнутой в запястье (пальцами наружу) вместе с наружной стороной предплечья (зоной запястья).

Фурисутэукэ – блок «встряхиванием» (отбрасыванием), выполняется рукой;

Кэнсасаэукэ – блок кулаком снаружи вовнутрь (вторая рука поддерживает первую открытой ладонью с внутренней стороны руки в области кулака);

Микадзукигэриукэ – «полумесяц», блок-удар ногой, движение по восходящей дуге снизу вверх, похоже на траекторию движения, как и при ударе маваси-гэри, но в отличие от него наносится плоско всей стопой;

Урамикадзукиукэ – выполняется также, как и микадзуки-гэри-укэ, но наносится тыльной стороной стопы;

Намиаси – «волна» – нога. Выполняется следующим образом: нога, согнутая в коленном суставе движется внутрь, стопа при этом располагается в одной плоскостью с голенью. Используется при уходе от подсечки противника и для защиты от прямого удара ногой;

Хайтойокоукэ – боковой блок ребром ладони со стороны указательного пальца.

Хайсуукэ – блок тыльной стороной ладони;

Какэтэ (по Хигаонна-ха) – блок-крюк, выполняется вначале внутренней стороной кисти вместе с внутренней стороной предплечья (зоной запястья), затем сразу же после соприкосновения с рукой противника, рука разворачивается на внешнюю сторону кисти (ребра);

Куриукэ – блок наружной стороной предплечья изнутри наружу по полукругу: локоть начинает защитное движение со средней линии тела сверху вниз и в сторону;

Кокэнукэ – блок внешней стороной сильно согнутого запястья;

Тэйсёосаэукэ – давящий блок сверху вниз основанием ладони;

Пять принципов защиты:

1). Ракка (отибана) – «падение», «опадающие цветы». Отбивать руку противника, оставаясь на месте, как земля без всякого движения принимает опадающие цветки. Типичный пример блок гэдан-барай;

2). Рюсуи – «проточная вода». Направлять силу атаки противника в том же направлении отклонением. Типичный пример блок нагаси-укэ;

3). Тэни – «смена положения». Защита от атаки противника изменением положения тела, уход может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали;

4). Куссин – «наклоняться и выпрямляться» или «сжиматься и вытягиваться». Способ уклонения от атаки противника путём сгибания и выпрямления коленей в стойках. Типичный пример: переход после защиты в контратаку из стойки нэкоаси-дати в мото-дати или из кокуцу-дати в дзэнкуцу-дати;

5). Хангэки – «контратака, контрнаступление, ответный удар». Это прием, при котором удар наносится без блокирования, он является и защитой, и атакой одновременно. Типичный пример: цуки-укэ, при котором контрудар достигает цели, пересекаясь с ударом противника и отклоняя этот удар;

Ураукэ – блок обратной стороной ладони изнутри наружу;

Какивакэукэ – «раздвигающий» блок, выполняется двумя руками, разворачивая предплечья вокруг своих продольных осей, раздвигать в стороны сначала локти, а затем кулаки.

Хиракэнукэ – блок «плоский» кулак, выполняется сверху вниз костяшками фаланг четырёх пальцев.

Хидзаукэ – защита коленом.

Хайсокуаси (кеагэ)-укэ – защита подъёмом стопы по восходящей траектории.

Тэйсоку (или сокутэй)-аси-томэ-укэ – защита остановка подошвой стопы.

 

КОМБИНАЦИИ (РЭНДЗОКУ-ВАДЗА)

Рэнцуки  связка из нескольких прямых ударов руками.

Данцуки  повторный удар той же рукой.

КУМИТЭ:

Кумитэ  (схватка, спарринг, поединок);

Кихонкумитэ – «основной кумитэ»;

Гохонкумитэ – формальный бой на пять шагов;

дзёдан – верхний уровень тела (шея и голова);

тюдан – средний уровень тела (от шеи до пояса);

гэдан  нижний уровень тела;

Сэмэтэ (Тори) – нападающий партнёр;

Укэтэ (Укэ) – защищающийся партнёр;

Бункайкумитэ  анализ (разбор) ката в применении с партнёром;

Якусокукумитэ – договорной спарринг;

Кихониппонкумитэ – обусловленный спарринг на одно запрограммированное действие – атаку;

Дзиюиппон-кумитэ – свободный поединок с выполнением одного любого технического действия. При этом роли сэмэтэ и укэтэ заранее распределены. Сэмэтэ атакует когда угодно и как угодно только одним атакующим ударом рукой или ногой, обманные движения запрещены. Укэтэ выполняет один любой приём защиты и последующей контратаки, включая броски;

Дзиюкумитэ – свободный, вольный поединок по определённым правилам. Правила соревнований – в них оговариваются все моменты, связанные с проведением соревнований. Соревнования проводятся по программе дзию-кумитэ и ката;

КАТА

Ката – формальное упражнение;

Эмбусэн – траектория передвижений в ката;

Тайкёку  «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять);

Хэйан (или пинъан)  от слов



  Как зеркальная поверхность отражает все, что находится перед ней, а тихая долина разносит даже слабые звуки, так и занимающийся каратэ должен начисто изгнать из своего ума эгоизм и злобу в стремлении соответствующим образом реагировать на все, с чем он может столкнуться. 
© 2010-2020, Федерация Шиторю карате-до Украины
Создание сайта РИА «Перекресток»