1. РАНГИ:
• Бутокукай - японская правительственная организация, объединяющая все боевые искусства. • Сихан - хранитель традиций школы, направления; Квалификация профессионального инструктора в японских боевых искусствах, высшего ранга не ниже Рокудан (6 Дан). • Сэнсэй - учитель, наставник, инструктор, мастер. • Сэмпай - старший ученик. • Дохай – ровесник по степени и стажу занятий. • Кохай - младший ученик. • Дэси - приближенный ученик. • Учидэси - внутренний ученик, живущий в додзё или в доме у учителя, следящий за порядком в додзё, и прислуживающий учителю (постоянный ученик). • Айкидока - человек занимающийся Айкидо. • Кю – квалификация ученика. • Дан – квалификация мастера, ранг чёрного пояса, степень мастерства обладателя чёрного пояса (сёдан(1), нидан(2), сандан(3), йондан(4), годан(5), рокудан(6), ситидан(7), хатидан(8)) • Юданся - обладатель чёрного пояса. • Мюданся - ученики, не обладающие мастерской степенью. примечание:
2. ИНВЕНТАРЬ:
• Додзё – тренировочный зал, где практикуются боевые искусства. Применимо как к буддийским храмам, как зал для духовных упражнений, медитации и концентрации, так и любому тренировочному залу, где проповедуется Путь. • Нафудакакэ - табличка с названием Додзё. • Камидза (сёмен, дзёдза) - почетное (верхнее) место для сидения напротив входа, маленькая святыня, алтарь. • Симоса - нижнее место для сидения, со стороны входа, напротив камидзы. • Симосеки - почетное место для гостей, напротив дзёсики, слева от камидзы. • Дзёсики - место для ассистентов, напротив симосеки, справа от камидзы. • Татами - покрытие из японской циновки на которых практикуются боевые искусства. • Дзори - сандалии, для прохода до татами. • Кэйко - тренировка в боевых искусствах. • Кейкоги (доги, ги) – униформа (“кимоно”) для занятий Будо. • Кэйко-оби - пояс используемый в Будо. • Кеса - пояс, носимый по диагонали поперек груди буддистскими священниками • Кэйкобакама - тренировочная хакама. • Хакама - широкая юбка - брюки, означает принадлежность к юданся. Мужчины носят хакама с Сёдана (1 Дан), женщины с санкю (3 Кю). Хакама имеет 7 складок (5 передних и 2 задних). Каждая складка имеет свой смысл: • Yuki - храбрость; • Jin - человечность; • Gi - справедливость; • Rei - искренность; • Makoto -лояльность; • Chugi -преданность; • Meiyo - достоинство; • Косиита - задняя часть хакамы. • Танто - нож. • Айкучи - танто для ношения женщинами без цубы. • Бо - деревянная палка около 6 футов длиной (2м.). • Дзё - деревянная палка 5 футов длиной(1,28 м.). • Боккен (бокуто) - деревянный меч. • Синаи - бамбуковый тренировочный меч. • Субурита - большой утяжелённый деревянный меч. • Кото - старый меч, сделанный до 1573 года. • Синсинто - новый меч, сделанный в 1760-1900 годах. • Гендайто - современный меч (сделанный, приблизительно в 20 столетии). • Катана - самурайский меч. • Йайто - тупая катана. • Кен (тачи, дайто) - тип японского длинного меча. • Вакидзаси (сёто) - тип японского короткого меча. • Ха (киссаки) - остриё меча. • Нукитсуке - рисунок меча. • Цуба - гарда меча, боккена. • Цука - ручка меча, боккена. • Сая - ножны. • Макивара - инструмент для отработки ударов. • Коте - нарукавник, выполняется приблизительно от основания большого пальца до середине предплечья; перчатки используемые в Йайдо и кендо.
3. ПРИВЕТСТВИЯ:
• Рэй - приветствие, поклон. • Рэйги (рэйсики) - этикет. • Охайёгодзаймас – доброе утро. • Каничива – добрый день, здравствуйте. • Конбанва - добрый вечер. • Саёнара - до свидания. • Сёмен ни рэй - общее приветствие. • Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих. • Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем. • Онэгаищимас - я Вас приглашаю; я в ваших руках; давайте позанимаемся вместе; • Аригатогодзаймащта - спасибо. • Домо - спасибо. Домоаригатогодзаймащта - большое спасибо. • Сумимасен (гомен насай) - извините, прошу прощения.
4. КОМАНДЫ:
• Сейдзарэй (дзарэй) - поклон в положении сейдза. • Рицурэй - поклон стоя. • Мэкусо - медитация. • Хай - да. • Дозо - пожалуйста. • Хай дозо - пожалуйста приступайте. • Кирицу - встать. • Сейрицу (сейджу-хо) - садиться (строиться) в положении сейдза. • Ёй - поворот кругом. • Гиёцки - внимание, смирно. • Котай - поменять партнёра, активность. • Яцуми - отдыхать, поправить кейкоги. • Сёмен ни рэй - общее приветствие. • Сэнсэй ни рэй - приветствие учителю, поклон всех присутствующих. • Отагаи ни рэй - приветствие друг другу, общий поклон вместе с учителем. • Хажиме - начинайте. • Хажиме масё - давайте начнём. • Оваримасё – давайте закончим. • Ямэ - прекратить, расслабиться. • Кадзу - счет. • Ити - один. • Ни - два. • Сан - три. • Си - четыре. • Го - пять. • Року - шесть. • Сити - семь. • Хати - восемь. • Кю - девять. • Дзю - десять.
5. ЧАСТИ ТЕЛА:
• Тай - тело. • Сё - голова. • Мэн - передне - верхняя часть головы. • Сёмэн - 1- лицо, перед; 2- лицевая сторона додзё. • Усиро - сзади. • Ёко - боковой. • Учи - изнутри, внутрь. • Сото - снаружи. • Удэ - предплечье. • Кататэ (тэ, котэ) - запястье, нижняя треть предплечья. • Тэгатана – рука - меч. • Мунэ - грудь, лацкан пиджака. • Куби - шея. • Коси - бедро. • Аси - нога, стопа. • Миги - правый. • Хидари - левый. • Эри - воротник. • Тандэн (кикай-тандэн, хара, сейка-но-тьен) - центр, биологический центр тяжести также центр разума и духа, низ живота, точка на 2 см. ниже пупка, точка концентрации энергии КИ, вместилище КИ. • Кюсё - точки аккупунктуры, болевые точки. • Чусин - центр. • Кокоро - "сердце" или "мысль". • Кокю - дыхание.
6. ПЕРЕМЕЩЕНИЯ:
• Аси - шаг, стопа. • Сабаки - передвижение, перемещение. • Тай - сабаки - круговое перемещение тела. 1 вариант - тенкан. 2 вариант – ирими - тенкан. Движение тела должно быть свободно - текущим, естественным и осторожным. • Аси - сабаки - прямолинейное перемещение тела. • Тай-но-тенкан - вращение тела. • Тэнкан - круговой разворот корпуса на 180*, через спину, без смены стойки. • Тэнкан-аси (хантэн, тэнкай) - полукруговой поворот корпуса на месте, на 180*, через спину, со сменой стойки (левосторонняя стойка - поворот назад - правосторонняя стойка). • Хирики-аси – то же что и тэнкан-аси, но в более широкой стойке с поворотом на носках. • Ирими - входящее движение вперед, навстречу. • Санкаку-но-ирими - вхождение в треугольник. • Иокуин-но-ирими - вхождение в квадрат. • Текуин-но-ирими - прямой вход за спину уке. • Ён-но-ирими - вхождение в круг. • Эн-но-ирими - вращающийся вход, когда Вы подступаете к партнёру во вращении. • Тёкусен - прямой. • Тёкусен но прими - прямой вход. • Ирими - тенкан - круговое движение корпуса, с разворотом на 180*, с предварительным шагом вперед, происходит смена стойки (мае-аси+аюми-аси+тенкан). • Омотэ - движение вперед способом ирими. • Ура - движение вперед способом тенкан. • Мае-аси - шаг вперед с впереди стоящей ноги, с подтяжкой сзади стоящей ноги, без смены стойки. • Окури-аси - шаг вперед предварительно подтянув сзади стоящую ногу, а затем сделав выпад впереди стоящей ногой, без смены стойки. • Мае-аюми-аси - шаг вперёд со сменой стойки. • Усиро-аюми-аси - шаг назад со сменой стойки. • Хики-аси - шаг назад с сзади стоящей ноги без смены стойки. • Цуги-аси (сури-аси, аси-сибуми) - передвижение скользящим шагом. • Кайтэн - аси (тэнкай-аси) - перемещение в сторону, под руку, для техники кайтэн-наге (мае-аси+аюми-аси+тэнкан-аси). • Тенчин - шаг назад под углом 45*. • Чидори - аси - перемещение по зигзагу. • Сикаку - оптимальный угол движения. • Сикко - передвижение на коленях, из положения сейдза (кидза). • Маруй - круговое циркулярное движение. • Камуроги - спиральное движение по часовой стрелке. • Камуроми - спиральное движение против часовой стрелки. • Фури - кабури - перемещение с поднятием меча. • Хантай (косин) - перемещающийся в обратном направлении, противоположный. • Тайафари - вход и блокирование. • Сасин-ютай - “выступай с левой, отступай с правой”- традиционное перемещение в Айкидзюцу и Айкидо. • Синтай - прямолинейное движение. • Сото-мавари - выкручивание, движение в сторону от Вашего партнёра. • Учи-мавари - вкручивание с шагом под руку партнёра.
7. ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА АТАКУ:
• Сэн - реакция на атаку партнера, опережение. • Сэн но сэн - реагирование в момент начала атаки. • Тай но сэн - реагирование в момент проведения атаки. • Го но сэн - реагирование после атаки. • Мачи но сэн - реагирование после захвата.
8. ДИСТАНЦИЯ:
• Маай - понятие дистанции в боевых искусствах, интервал. • Маайкан - контроль дистанции в процессе выполнения приёма. • Чика Ма - малая дистанция, дающая возможность захвата или атэми без продвижения вперед, для Го но Сэн и Сэн но Сэн. • Ма - средняя дистанция, для нападения и защиты примерно в один большой шаг, для Тай но Сэн. • То Ма - большая дистанция, в несколько шагов, используется при работе с оружием.
9. КИАЙ
На Востоке, тактическое значение крика, на результат боя, никогда не было недооценено. В частности в Тибете и в Японии эта техника была усовершенствована в древние времена до уровня искусства. Специфика этого явления заключается не в звуке как в таковом, а в проведении энергии к предполагаемой цели через звук, посредством человеческого голоса. Киай охватывает концепции гармонии духа и энергии, подразумевает смешение таких факторов, которые определяют полную индивидуальность воина, то есть его физические и духовные возможности. Таким образом, данная комбинация означает, что человек более сильный по этим понятиям может управлять более слабым.
В одном историческом придании, упоминается самурай, который проходя через лес, был окружен стаей волков. У него было бесстрастное и уверенное выражение лица, прямая походка, его спокойствие и одновременно готовность к действию в любой момент, нейтрализовали агрессивность животных, которые замерли на своих местах, в то время как он благополучно прошел между ними. В другом повествовании, рассказывается о людях, которые в похожей ситуации входили в состояние оцепенения от переполняющего их страха. Эти исторические примеры, ясно показывают важность развития силы духа и энергии в будзютсу (боевых искусствах) и киай в частности. Требовались длительные годы обучения, для совершенствования первоначального запаса энергии в хара (точка в трех сантиметрах ниже пупка), который позволял будоке парализовать, убивать, отражать нападение или спасать жизнь другого воина.
Коротко, можно сказать, что киай - это централизация энергии каналов живота , скоординированная и направленная к цели. На самых высоких уровнях, действие крика не зависело от громкости и длительности звука, эффект был в особенности тона и вибрации голоса в сочетании с развитием внутренних и внешних возможностей воина. Практика киай влияет на укрепление области танден (часть брюшной полости в районе хара), а также является важным фактором в развитии мужества, отваги и таинственной силы, которой, по преданию обладали настоящие мастера будзютсу. Согласно высказываниям ведущих специалистов боевых искусств, под влиянием киай, внешние факторы будзютсу (методы и оружие) были подчинены факторам внутреннего характера (самообладанию и энергии) и поэтому стали действительно высокоэффективными и уместными в реальном бою.
СТОЙКИ (ТАТИ-ВАДЗА)
Сико–дати – широкая стойка;
Дзэнкуцу–дати – передняя стойка;
Мото–дати – основная стойка;
Хэйсоку–дати – естественная стойка;
Мусуби–дати – ритуальная стойка;
Сото–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп наружу;
Ути–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;
Хэйко–дamu – параллельная стойка (стопы параллельны друг другу);
Ути–хатидзи–дати – естественная стойка ожидания с разворотом пальцев стоп внутрь;
Нэкоаси–дати – кошачья стойка;
Тэйдзи–дати – естественная стойка (Т-образная);
Рэнодзи–дати – естественная стойка (Г-образная);
Кокуцу–дати – оборонительная (задняя стойка);
Фудо–дати – «прочная, непоколебимая» стойка;
Коса–дати – скрестная стойка;
Сантин–дати – стойка «триединство» («песочные часы»);
Сагиаси–дати (цуруаси-дати) – стойка журавля (цапли) на одной ноге;
Камаэ – это реальные боевые позиции. Понятие включает в себя отношение подготовки к бою: ментальное муко-но-камаэ и физическое юко-но-камаэ. Камаэ ката включает в себя положение рук, ног и защиты. Все камаэ выполняются как со сжатыми кулаками, так и сжатыми кистями и комбинировано; положение рук в разных сочетаниях занимают оборонительное положение на разных уровнях (дзёдан, тюдан и гэдан);
Сэнтай – противостояние противников друг относительно друга фронтально;
Кайтай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в противоположных стойках;
Дотай – противостояние противников друг относительно друга полу фронтально в одноименных стойках.
ТЕХНИКА РУК (ТЭ-ВАДЗА)
Сэйкэн–тёку–цуки – прямой удар перед собой попеременно обеими руками;
Ои–цуки – прямой удар с шагом одноименной ногой;
Гьяку–дзуки – противоположный (разноимённый) удар, выполняемый рукой разноимённой выдвинутой вперёд ногой.
Положение бёдер:
Дзэн (сёмэн) – фронтальное;
Ханми – основное (45 градусов по отношению положение Дзэн);
Гяку–ханми – скрученное (90 градусов по отношению к положению Ханми);
Ми–ханми – боковое.
Уракэн–ymu (йоко, маэ) – «обратный удар», удар тыльной стороной кулака (вбок, вперёд).
Хики–тэ – от японского слова «хики (каэсу)» – возвратиться обратно. Возврат руки после удара в исходное положение.
Ура–цуки – перевёрнутый удар, в начальном и конечном положении кулак обращен тыльной стороной вниз; тюдан – на среднем, дзёдан – на верхнем уровне;
Татэ–цуки – вертикальный удар, в начальной и конечном положении кулак обращен тыльной стороной в сторону;
Тэтцуй (или кэнцуй)- ути – удар «молот», основание сжатого кулака;
Эмпи (хидзи)-ути – удар локтем;
маэ – прямой вперед;
агэ – по восходящей дуге снизу вверх;
маваси – по круговой траектории, сбоку вперёд;
йоко – прямой в сторону;
отоси – нисходящий прямой сверху вниз;
усиро – прямой, назад;
Хидзи–атэ–гохон – пять ударов локтем последовательно друг за другом одной, потом другой рукой: маваси, усиро, агэ, отоси, йоко;
Сюто – «рука-сабля»;
Сюто–ути – удар ребром ладони;
Сюто–ути–гохон – пять ударов ребром ладони попеременно одной, затем другой рукой: снаружи внутрь на уровне тюдан, затем изнутри наружу также на уровне тюдан, после этого снаружи внутрь на уровне дзёдан и изнутри наружу также на уровне дзёдан и завершающий сверху вниз (отоси).
Нукитэ – «рука-копьё» (пронзающая рука);
ёнхон–нукитэ – четырех пальцевая «рука-копьё» (большой палец прижат к основанию указательного пальца);
нихон–нукитэ – двух пальцевая «рука-копьё» (вытянуты только указательный и средний палец);
иппон–нукитэ – одно-пальцевая «рука-копьё» (вытянут только указательный палец);
нукитэ–цуки – прямой, протыкающий удар «рукой-копьём»;
Рётэ–цуки – удар двумя руками;
Каги–цуки – удар-«крюк». Выполняется согнутой рукой на близкой дистанции на уровне тюдан;
Тэйсё–рётэ–цуки – удар основанием ладоней двух рук. Проводится на уровне дзёдан и тюдан, руки располагаются на одной вертикальной линии;
Ва–рётэ–тэтсуи–ути (или хасами-ити) – удар по криволинейной траектории двумя руками «железным молотом» – основанием сжатого кулака (или удар «ножницы»);
Хира–хасами–цуки – прямой удар кистью “ножницами”: кисть имеет форму арки – три пальца сжаты, а большой и указательный пальцы разведены в разные стороны. Удар наносится в шею противника. Разновидность юби-хасами-цуки – указательный и большой пальцы разведены, а остальные три сильно согнуты, ударная поверхность в этом случае захватывает и среднюю фалангу среднего пальца кисти;
Хайто–ути – удар по криволинейной траектории “рукой-саблей”, ребром ладони со стороны указательного пальца.
ТЕХНИКА НОГ (АСИ-ВАДЗА)
Маэ–гэри – фронтальный удар ногой прямо перед собой: дзёсокутэй (или коси) – основанием пальцев стопы;
Кеагэ – восходящий круговой удар ногой снизу-вверх; Кэкоми – прямой, толчковый (проникающий) удар ногой.
Маэ–гэри цумасаки – фронтальный удар ногой прямо перед собой сжатыми пальцами стопы;
Маэ–гэри какато (или гэ-сокутэй) – фронтальный удар ногой прямо перед собой пяткой стопы;
Йоко–гэри – кэкоми – боковой проникающий удар ногой;
Сокуто – внешнее ребро стопы ближе к пятке. При ударе пальцы стопы направлены вниз, большой палец оттянут на себя.
Хики–аси – возврат ноги после удара в исходное положение.
Маваси–гэри – круговой удар в горизонтальной плоскости, перед собой; дзёсокутэй (коси)- основание пальцев стопы; куби – подъём стопы;
Усиро–гэри–кэкоми – проникающий (толчковый) удар пяткой или ребром стопы назад;
Коси–но–кайтэн – вращение бёдер;
Дзэн – кайтэн – прямое вращение: из положения ханми (полу фронтального) в дзэн (сёмэн) – фронтальное.
Гяку–кайтэн – обратное вращение: из фронтального положения (дзэн) в полу фронтальное (ханми). Основу разрушительного удара составляет мощное, амплитудное вращение бёдер;
Нагэ–вадза – техника бросков. Основная схема броска: защита, контратака, бросок, добивающий удар. Например – первый бункай-кумитэ из ката пинъан ёндан: защита от удара дзёдан ои-цуки котэ-укэ, контратака другой рукой сюто-ути в шею, шаг задней ногой к противнику и бросок с захватом одной рукой предплечья атакующей руки, другой шеи противника, добивание ударом гяку-цуки;
Маэ и маваси хидза–гэри – удар коленом (фронтальный и круговой);
Йоко–фуми (кэри)- коми – боковой удар наружным ребром стопы (сокуто) сверху вниз;
Кари–вадза – «подрезающая техника». В ней используются удары подбивы по нижней части голеней противника с целью выведения его из физического равновесии;
Аси–барай (сото, ути) – «сметающие» удары подошвой стопы (подсечка снаружи внутрь и изнутри наружу). Разновидность кари-еадза;
Ура–маваси–гэри – обратный круговой удар ногой.
ТЕХНИКА ЗАЩИТЫ (УКЭ-ВАДЗА)
Гэдан–барай – «сметающий» блок предплечьем, сверху вниз;
Йоко–укэ (или ути-удэ-укэ) – блок внутренней стороной предплечья хё-котэ изнутри наружу;
Сото–ути–укэ – блок внешней стороной предплечья ура-котэ снаружи внутрь;
Агэ–укэ – «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх;
Сюто–укэ – «защита ребром ладони», траектория изнутри наружу;
Сюто–барай – «сметающий» блок ребром ладони («рукой-ножом»);
Отоси–ути–укэ – блок-удар по криволинейной траектории;
Йоко-барай – боковой «сметающий» блок предплечьем;
Нагаси–укэ – «пустить по течению», отводящий блок;
Моротэ (сасаэ)- укэ – блок двумя руками (с подпоркой одной руки другой), внутренней стороной предплечья.
Нино–удэ–укэ – блок снаружи внутрь наружной стороной согнутой в локте руки (пять см. ниже и выше локтя).
Дзюдзи (коса)- укэ – блок скрещенными руками (с открытыми ладонями или со сжатыми кулаками) на уровне дзёдан и гэдан;
Котэ–укэ – блок тыльной стороной открытой кисти (не согнутой в лучезапястном суставе) по дуге снизу-вверх и изнутри наружу.
Рё–тэ–укэ – одна рука выполняет дзёдан йоко-укэ, а другая рука гэдан-барай;
Дзёдан–йоко–барай–укэ – верхний боковой «сметающий» блок предплечьем прямой руки изнутри наружу.
Моротэ–йоко–укэ – блок ёко-укэ двумя руками;
Маваси–укэ – круговой блок. При выполнении локоть должен быть близко к телу, открытая кисть тыльной стороной наружу и предплечье описывают круг изнутри наружу;
Сукуй–укэ – «сукуй» – черпать, подхватывающий блок кистью или предплечьем;
Сётэй (“или тэйсё) – осаэ–укэ – давящий блок ладонью (основанием ладони);
Сукуй–томэ–укэ – останавливающий блок-«черпак», выполняется рукой;
Рётэ–агэ–укэ – «восходящий» блок внешней стороной предплечья снизу-вверх двумя руками одновременно.
Какэтэ–укэ (Итосу-ха) – блок крюк (по автору Итосу); выполняется внешней стороной кисти (ребром), согнутой в запястье (пальцами наружу) вместе с наружной стороной предплечья (зоной запястья).
Фурисутэ–укэ – блок «встряхиванием» (отбрасыванием), выполняется рукой;
Кэн–сасаэ–укэ – блок кулаком снаружи вовнутрь (вторая рука поддерживает первую открытой ладонью с внутренней стороны руки в области кулака);
Микадзуки–гэри–укэ – «полумесяц», блок-удар ногой, движение по восходящей дуге снизу вверх, похоже на траекторию движения, как и при ударе маваси-гэри, но в отличие от него наносится плоско всей стопой;
Ура–микадзуки–укэ – выполняется также, как и микадзуки-гэри-укэ, но наносится тыльной стороной стопы;
Нами–аси – «волна» – нога. Выполняется следующим образом: нога, согнутая в коленном суставе движется внутрь, стопа при этом располагается в одной плоскостью с голенью. Используется при уходе от подсечки противника и для защиты от прямого удара ногой;
Хайто–йоко–укэ – боковой блок ребром ладони со стороны указательного пальца.
Хайсу–укэ – блок тыльной стороной ладони;
Какэтэ (по Хигаонна-ха) – блок-крюк, выполняется вначале внутренней стороной кисти вместе с внутренней стороной предплечья (зоной запястья), затем сразу же после соприкосновения с рукой противника, рука разворачивается на внешнюю сторону кисти (ребра);
Кури–укэ – блок наружной стороной предплечья изнутри наружу по полукругу: локоть начинает защитное движение со средней линии тела сверху вниз и в сторону;
Кокэн–укэ – блок внешней стороной сильно согнутого запястья;
Тэйсё–осаэ–укэ – давящий блок сверху вниз основанием ладони;
Пять принципов защиты:
1). Ракка (отибана) – «падение», «опадающие цветы». Отбивать руку противника, оставаясь на месте, как земля без всякого движения принимает опадающие цветки. Типичный пример блок гэдан-барай;
2). Рюсуи – «проточная вода». Направлять силу атаки противника в том же направлении отклонением. Типичный пример блок нагаси-укэ;
3). Тэн–и – «смена положения». Защита от атаки противника изменением положения тела, уход может быть вперёд, назад, в сторону, по диагонали;
4). Куссин – «наклоняться и выпрямляться» или «сжиматься и вытягиваться». Способ уклонения от атаки противника путём сгибания и выпрямления коленей в стойках. Типичный пример: переход после защиты в контратаку из стойки нэкоаси-дати в мото-дати или из кокуцу-дати в дзэнкуцу-дати;
5). Хангэки – «контратака, контрнаступление, ответный удар». Это прием, при котором удар наносится без блокирования, он является и защитой, и атакой одновременно. Типичный пример: цуки-укэ, при котором контрудар достигает цели, пересекаясь с ударом противника и отклоняя этот удар;
Ура–укэ – блок обратной стороной ладони изнутри наружу;
Какивакэ–укэ – «раздвигающий» блок, выполняется двумя руками, разворачивая предплечья вокруг своих продольных осей, раздвигать в стороны сначала локти, а затем кулаки.
Хиракэн–укэ – блок «плоский» кулак, выполняется сверху вниз костяшками фаланг четырёх пальцев.
Хидза–укэ – защита коленом.
Хайсоку–аси (кеагэ)-укэ – защита подъёмом стопы по восходящей траектории.
Тэйсоку (или сокутэй)-аси-томэ-укэ – защита остановка подошвой стопы.
КОМБИНАЦИИ (РЭНДЗОКУ-ВАДЗА)
Рэн–цуки – связка из нескольких прямых ударов руками.
Дан–цуки – повторный удар той же рукой.
КУМИТЭ:
Кумитэ – (схватка, спарринг, поединок);
Кихон–кумитэ – «основной кумитэ»;
Гохон–кумитэ – формальный бой на пять шагов;
дзёдан – верхний уровень тела (шея и голова);
тюдан – средний уровень тела (от шеи до пояса);
гэдан – нижний уровень тела;
Сэмэтэ (Тори) – нападающий партнёр;
Укэтэ (Укэ) – защищающийся партнёр;
Бункай–кумитэ – анализ (разбор) ката в применении с партнёром;
Якусоку–кумитэ – договорной спарринг;
Кихон–иппон–кумитэ – обусловленный спарринг на одно запрограммированное действие – атаку;
Дзию–иппон-кумитэ – свободный поединок с выполнением одного любого технического действия. При этом роли сэмэтэ и укэтэ заранее распределены. Сэмэтэ атакует когда угодно и как угодно только одним атакующим ударом рукой или ногой, обманные движения запрещены. Укэтэ выполняет один любой приём защиты и последующей контратаки, включая броски;
Дзию–кумитэ – свободный, вольный поединок по определённым правилам. Правила соревнований – в них оговариваются все моменты, связанные с проведением соревнований. Соревнования проводятся по программе дзию-кумитэ и ката;
КАТА
Ката – формальное упражнение;
Эмбусэн – траектория передвижений в ката;
Тайкёку – «первопричина», «великий предел»; подготовительные ката (всего их пять);
Хэйан (или пинъан) – от слов
|